Рекламный баннер 970x250px 970na250

ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТАРОСТИ

14:56 11.03.2021
ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТАРОСТИ

75-летию Нижнетагильского драматического театра

Полвека назад, когда художник Вениамин Владимирович Гартунг прощался с театром, коллектив вручил ему памятный адрес с актерскими автографами и с наивными, быть может, четверостишиями. В них авторы попытались упомянуть лучшие спектакли, созданные художником: «Мария Тюдор», «День рождения Терезы», «Укрощение строптивой», «Память сердца»... Ни один из наших сценографов не выпустил больше спектаклей, чем он.


...Вениамин Владимирович был принят в Нижнетагильский драматический в 1949 году и начал работать взахлеб, день и ночь на радость театру и словно в награду себе за столько лет, прожитых не там и не так...
Окончив Саратовский пединститут, до начала войны В.Гартунг преподавал математику в Гуссенбахе. В 1941 вместе со всеми местными жителями немецкой национальности был депортирован, попал в трудармию под Краснотурьинском. Именно там, в исправительно-трудовом лагере НКВД началась его творческая биография. Заметив его способности к рисованию (в детстве он серьезно занимался в художественной студии), начальство перевело В.Гартунга в ведомственный театрализованный ансамбль. С 1943 по 1947 он был художником и актером этого коллектива, оформил для него 22 спектакля и сыграл 10 ролей. В 1948 году его перевели на спецпоселение в Алапаевск, а в 1949 - в Нижний Тагил.

...Корреспондент газеты «Советская культуры» Ф.Маркова в 1965 году по заданию Министерства культуры неделю жила в Тагиле, смотрела спектакли, знакомилась со всеми аспектами театральной деятельности. В своем отчете о поездке она писала:
«В театре работает очень талантливый художник В.Гартунг. Его оформление «Совести», «Дикого счастья», «Марии Стюарт», «Тайны Черного озера» привлекает не только художественной выдумкой, лаконизмом изобразительных решений, но и завидной изобретательностью, умением добиться постановочного эффекта минимальными художественными средствами».
Эта фраза возникла потому, что дальше в статье речь идет о проблемах со средствами материальными. Обходя их, Вениамин Владимирович умудрялся одевать испанских грандов, английских королев, уральских золотопромышленников в роскошные наряды, сшитые не только из простенького тюля, плюша или бархата, но даже из марлевки, крашеной фланели и мешковины...

Из почти 100 спектаклей, оформленных В.Гартунгом на обеих (старой и новой) тагильских сценах за 20 с небольшим лет, я видела не больше пяти. Один из них - «Тайна Черного озера» смотрела в возрасте ничего непонимающего в театре ребенка. Сюжета сказки не помню совсем, из персонажей в памяти остались только летающая в ступе Баба Яга и живущий в подводном царстве Водяной (теперь я знаю, что их роли играли Ф.Штоббе и Д.Черкасов). Но тогда, конечно, они казались мне настоящими, как и мрачное болото, и само Черное озеро, и лес с огромными дубами и с избушкой на курьих ножках... Все эти картины сменяли одна другую «как в кино», и каждая была неожиданней, волшебней, таинственней предыдущей. То детское впечатление - страшно и красиво - я помню и сейчас, а происходящее чудо на сцене - первое мое потрясение театром. Много позже я узнала, что в спектакле было 11 мест действия - «чистых перемен», и что сказка эта - одна из театральных легенд 60-х годов.

Процитирую еще одну газетную статью - впечатления критика И. Курамкиной о спектакле «Дикое счастье». («Кировская правда», 1968)
«Зеркало сцены в тяжелой раме сруба из вековых уральских сосен. Поверху, по серому камню - золотая жилка, принявшая форму змейки. Традиционной уральской змейки, символа легкой удачи, неверного старательского счастья... Режиссер Е.Островский и художник В.Гартунг решили спектакль в ключе доверия к автору. Вслед за Маминым-Сибиряком, тщательно, скрупулезно продумывают они характеры, стараясь не упустить из виду ни штриха, ни детали. По страницам романа сверяют они рисунок мизансцен, элементы оформления, вместе со знаменитым земляком вглядываются в уральские пейзажи трепетно и влюбленно».
Как у главного художника у В.Гартунга были еще и обязанности главного, значит за 20 лет без его творческого участия не обошлись ни одна афиша, ни один спектакль, ни одно событие, происходившее на центральной сцене города...
****
Благодарю внучку художника Ольгу Зорину за возможность опубликовать поздравительный адрес и эскизы В.Гартунга из семейного архива.
Сейчас их можно увидеть на выставке театра
606

Оставить сообщение:

АРХИВ ВЫПУСКОВ
Рекламный баннер 300x250px 300na250
МЫ В СОЦСЕТЯХ
Рекламный баннер 300x600px 300na600
ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ